Воспитание детей, уповающих на Бога

"Я БОГ ВСЕМОГУЩИЙ; ПЛОДИСЬ И УМНОЖАЙСЯ"

 

25 февраля 1996 года

Вифлеемская баптистская церковь

 

Джон Пайпер, пастор

 

Псалом 77:1-8

 

 (Учение Асафа) Внимай, народ май, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих. 2 Открою уста мои в притче; и произнесу гадания из древности. 3 Что слышали мы, и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 Не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господню, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил. 5 Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, 6 чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтоб они в свое время возвещали своим детям, 7 возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его, 8 и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.

 

Горе нам, если чрезмерная забота о благополучии наших детей когда-нибудь поглотит нас настолько, что мы охладеем к спасению погибающих ближних и к попыткам пробудить погибающие народы. То, что сказал Иисус в Матф. 19:29, поразительно, но это – правда: "И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную". Оставить детей ради Иисуса – не всегда грех, и мы должны усвоить эту истину.

 

Самое дорогое для нас – не дети. Дороже всего для нас Христос. А призыв Христа оставить все ради Него показывает относительность двух великих уставов творения: брака и рождения детей. Сотворив человека, Бог сказал: "Нехорошо быть человеку одному… оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть" (Быт. 2:18, 24). Но апостол Павел сказал коринфянам, что желал бы всем быть такими, как он – то есть одинокими,  потому что это позволяет, не отвлекаясь ни на что, посвятить себя Богу (1Кор. 7:7,35). Впрочем, он делает оговорку, что у каждого свой дар (1Кор. 7:7). Поэтому вступать в брак – хорошо. Это верно, но в эти последние дни, может быть, еще лучше быть одному ради приблизившегося Царствия Божьего.

 

Так же и с рождением детей. В псалме 126:3 дети названы драгоценным "наследием" и "наградой". В Быт. 1:28 говорится, что мы должны "плодиться и размножаться, и наполнять землю, и обладать ею". Это так, но и это не безусловно. Если брак – не главное, не может быть главным и рождение детей. Если приблизившееся Царствие Божие отменяет абсолютную ценность брака, а одиночество становится важнейшей линией поведения для тех, кто стремится к прославлению Христа, то это же относится и к родительским обязанностям. Придет время, когда по установлению Божьему родителям ради прославления Христа и приближения Царствия Божьего нужно будет забыть о том, что считается наилучшим для детей: об удобствах и обеспеченности, о земных возможностях и блестящем образовании. Настанут времена, говорит Христос (Матф. 19:29), когда "ради имени Моего" вы оставите детей. А оставляя их, несомненно, почувствуете, что теряете лучший в мире домашний очаг. И это будет правдой. Но скорби, сопутствующие тем, кто последовал Его призыву оставить все, Бог может обратить во что-то, о чем мы и не мечтали. "Получит во сто крат" – вот как Он говорит. "Во сто крат"!

 

Я упоминаю об этом лишь затем, чтобы еще раз сказать: горе нам, если чрезмерная забота о благополучии наших детей когда-нибудь поглотит нас настолько, что мы охладеем к спасению погибающих ближних и к попыткам пробудить погибающие народы.

 

И все же давайте прислушаемся к тому, какие повеления относительно наших детей дал Бог сообществу Нового Завета, именуемому церковью.

 

Есть люди, которые считают, что дети принадлежат к сообществу Завета по праву рождения в семьях верующих. Именно поэтому пресвитериане и другие реформатские общины (с которыми у нас так много общего) крестят своих младенцев. Мы же считаем, что это – неверное понимание природы новозаветного сообщества. Мы полагаем, что рождение свыше, а не физическое рождение создает сообщество Нового Завета. Поэтому знаком Завета – крещением – отмечаются те, кто рожден от Духа в духовной семье, а не те, кто рожден от плоти в семье плотской.

 

Иоанн Креститель повелевал тем, кто уже принадлежал к сообществу Ветхого Завета по праву обрезания, креститься в знак вступления в новое, духовное сообщество покаявшихся. Мы считаем, что это же было продолжено Христом, и именно это Он заповедал. Вот почему Петр в день Пятидесятницы сказал трем тысячам обрезанных иудеев: "покайтесь, и да крестится каждый из вас". Нельзя войти сообщество Нового Завета рождением по плоти. В него можно войти рождением от Духа. Свидетельство нового рождения – вера и покаяние, а знак, которым церковь во имя Божие знаменует это новое рождение, - это крещение.

 

Как же наши дети попадают в сообщество Нового Завета, именуемое церковью, если они не принадлежат к нему по праву плотского рождения? Я бы сказал, что это происходит так: дети христиан – это возлюбленные подопечные новозаветного сообщества. Они содержатся под духовной опекой в ожидании того дня, когда они пробудятся к вере во Христа. Их природная принадлежность к христианской семье обязывает общину к духовному попечению и воспитанию. У нас есть вполне определенные, ясные библейские обязанности в отношении наших детей не потому, что они становятся причастниками Завета еще до обретения веры, но потому, что Бог возлагает на нас особую ответственность: привести их к вере.

 

Ребенок, рожденный в семье причастников Нового Завета, не становится членом новозаветного сообщества, но сообщество Нового Завета берет этого ребенка под духовную опеку.

 

Это подводит нас к вопросу о том, в чем заключается такая опека. Чего Бог требует от нас? В чем состоит призвание родителей и христианской общины по отношению к детям?

 

За ответом мы можем обратиться к Псалтири, потому что Ветхий и Новый Завет во многом совпадают: важнейшие требования и в том, и в другом одинаковы. Итак, обратимся к псалму 77:4-7 и определим в общих чертах, к чему призывает Бог родителей и церковь.

 

На мой взгляд, говоря о нашем призвании на основании этого отрывка, мы можем сделать шесть выводов.

 

1. Во-первых, начало всему – Бог.

 

Стих 4: "Не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господню, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил".

 

Любые обязанности родителей-христиан и всякое христианское воспитание берут свое начало в Боге. Есть лишь Одна высшая, неизменная Реальность, и это – Бог. Все прочее в родительских обязанностях и в воспитании – от Него. Все прочее – для Него. Он – начало, и конец, и средоточие родительских обязанностей и воспитания. Заботимся ли мы о детях, учим ли их, приучаем ли к порядку, главное – это Бог. Все начинается с Бога, Он – основа всему, и все должно определяться Им. Дети должны помнить Бога: именно память о Нем должны они вынести из наших семей и нашей церкви. Они должны помнить, что Бог был в начале всего, что Он – основа всего, и что их семьи и церковь горячо желают одного: да будет Бог все во всем.

 

2. Второе, что мы должны помнить, говоря о призвании родителей и сообщества Завета, это то, что в мире есть неистощимая сокровищница Божьей истины. 

 

Стих 5: "Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле".

 

Бог свидетельствует, и Бог учит. Древнееврейское слово, переведенное как "закон" (тора), означает "учение". Бог свидетельствует, и Бог учит. А мы находим это свидетельство и это учение в книге, которая называется Библией. Через Библию Бог, высшая Реальность, Которая важнее всего, властно и со всей очевидностью открывает Себя нам, живущим. Если Бог важнее всего, то Библия важнее всего, кроме Бога. Просто поразительно, как много это значит для родительских обязанностей и для опеки новозаветной общины над детьми.

 

Во-первых, это означает, что во всем, чему мы учим наших детей, Библия должна занимать такое же место, как Солнце в Солнечной системе. Это не просто одна из многих книг. Это – главная Книга, всеохватывающая Книга. Все прочие книги – темные планеты, Библия же – светоносное Солнце. Все прочие книги должны читаться при свете, изливаемом этой Книгой. Все прочие книги подлежат суду этой Книги. Тот взгляд на мир, который формирует эта Книга, придает смысл всем прочим книгам. Следовательно, знакомиться с этой Книгой нужно раньше, чем со всеми прочими, и знать ее нужно лучше, чем все прочие.

 

Во-вторых, если есть Книга, в которой Бог свидетельствует и учит, значит, есть неистощимая сокровищница истины, которая должна передаваться из поколения в поколение. Павел призывает Тимофея хранить "вверенное ему добро" (2Тим. 1:14, перевод под ред. еп. Кассиана). К этому же призваны и родители, так же как и новозаветное сообщество в целом: хранить священную сокровищницу, оберегать ее и передавать из поколения в поколение.

 

 3. Третий вывод: все мы, родители, и все сообщество Завета призваны учить.

 

Стих 5: "Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их".

 

Нам заповедано возвещать Божьи истины нашим детям. Недостаточно просто хранить сокровища истины, собранные в книге, и говорить детям, что они найдут их в этой книге. Нам заповедано возвещать истину. В Эф. 6:4 говорится: "Отцы, воспитывайте их [детей ваших] в учении и наставлении Господнем". В наставлении! Мы должны наставлять детей в Священном Писании и в учении Божьем.

 

Отсюда можно сделать вывод, имеющий огромное значение для воспитания: Божьи свидетельства и наставления собраны в книге, значит, мы должны приложить все усилия, чтобы научить наших детей читать. По сути дела, если говорить об обычной школьной премудрости – "чтение-письмо-арифметика" – то чтение важнее всего. А уметь читать – это далеко не так просто: помимо всего прочего это значит распознавать идеи, связанные с символами. Это значит понимать, как эти идеи соединялись в сознании автора и превращались в осмысленное высказывание. Это значит думать о том, истинно это высказывание или нет. Обучение чтению не кончается никогда. Наши навыки чтения всегда можно совершенствовать. А совершенствоваться и возрастать в искусстве чтения нас побуждает то, что свидетельства и наставления беспредельно славного Бога, создавшего все и любящего нас, у Которого есть замысел относительно нашего будущего, содержатся в книге.

 

4. Четвертый вывод, касающийся призвания родителей и церкви: наши дети должны знать Священное Писание и учение Божье – знать настолько хорошо, чтобы они могли рассказать о них следующему поколению. Мы наставляем их, и они обретают знание.

 

Стих 6: "Чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтоб они в свое время возвещали своим детям".

 

Может быть, вам покажется, что этот вывод почти ничем не отличается от предыдущего. Но отличие есть. Учить – не то же самое, что учиться и знать. И отличие это важно, по меньшей мере, по двум причинам.

 

Во-первых, мы не можем заставить своих детей научиться. Мы можем заставить себя учить, но не можем заставить их знать. Знание – великая ценность. То знание, о котором здесь говорит Бог, - это нечто большее, чем обычная память или простая осведомленность. Знать – значит прозревать подлинную красоту истины и воспринимать ее как сокровище. Ни родители, ни церковь не могут дать такого знания. Мы можем делать то, что в наших силах: отводить Богу главное место во всем, любить, молиться и учить. Но в конечном счете между наставлением и знанием лежит пропасть, и только Бог может перевести через нее наших детей.

 

 Есть и вторая причина для того, чтобы подчеркивать различие между наставлением, которое есть наша обязанность, и знанием, за которое отвечают наши дети. Причина эта состоит в том, что все прочее, к чему Бог предназначил наших детей, произрастает из этого знания.

 

5. Пятый вывод относительно нашего призвания заключается в том, что наши дети должны уповать на Бога.

 

Стих 7: "(и чтоб они в свое время возвещали своим детям) возлагать надежду свою на Бога".

 

Бог свидетельствует и учит с тем, чтобы в мире была сокровищница достоверной истины, которую мы могли бы возвещать своим детям. Мы возвещаем ее нашим детям, чтобы они знали и принимали ее – зачем? Для того, чтобы они возлагали надежду свою на Бога.

 

Цель любого настоящего воспитания – углублять и расширять способность уповать на Бога. Именно благодаря этому учение не приводит к гордыне – или не должно приводить к гордыне. Любое настоящее учение, любое истинное знание открывает нам, что мы зависимы от Бога и должны либо положиться на Него, либо погибнуть. Знание, которое ведет к самонадеянности, а не к упованию на Бога – это знание не истинное, а ложное. Такое знание можно уподобить археологу, который находит древнее изображение дивной красоты, но прячет его в запертом ящике; он ездит повсюду и читает лекции о том, как благодаря своему таланту он открыл это изображение, но не достает его из ящика, опасаясь, как бы красота этого сокровища не отвлекла внимание от его собственной персоны и успехов.

 

Цель любого знания – упование на Бога. Надейся на Бога. Верь в Бога. Бог – начало любого воспитания, и любое воспитание должно быть устремлено к Нему. Но есть и еще один, последний вывод относительного того, каковы обязанности родителей и церкви перед детьми.

 

6. Наше упование на Бога, укорененное в познании Божьего свидетельства и учения, должно вести к жизни в послушании.

 

Стих 7: "возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его".

 

Если наши дети уповают на Бога, они будут следовать заповедям Божьим. Тогда послушание, проявляемое ими, будет не законническим подчинением тому, чего от них требуют и ожидают. Оно будет плодом внутренней уверенности: не уверенности в себе, а уверенности в Боге.

 

Послушание Богу, проявляющееся в жизни человека, - это конечная цель родительских усилий, направленных на воспитание ребенка, потому что такое послушание есть воплощение славы Божьей – ради этого и была сотворена Вселенная. Внутренние душевные состояния человека, какими бы благими они ни были, не проявляют, не раскрывают, не воплощают величие Божье. Но когда мы и наши дети так уповаем на Бога, что с радостью повинуемся Его требованиям о любви и праведности, тогда красота, и величие, и мудрость, и любовь, и правда Божия сияют в мире. Ради этого и был сотворен мир: чтобы земля наполнялась познанием славы Божией, как воды наполняют море (Авв. 2:14).

 

Заключение

 

В заключение хочу сказать еще об одном, о чем следует помнить нашей церкви. Я полагаю, что наше призвание, о котором я говорил выше, отметив шесть разных его аспектов, предполагает новый вид взаимодействия церкви и родителей. Родители – главные исполнители Божьего повеления о воспитании детей. Но нет таких родителей, которые могли бы исполнить все самостоятельно, без чьей-либо помощи. Для этого существуют школы, для этого предназначена и воспитательная работа церкви. §        Родителям нужна помощь для того, чтобы они не забывали: при выполнении родительских обязанностей главное место во всем должно отводиться Богу.  §        Родителям нужна глубокая вера и несомненная надежда на Бога.  §        Родителям нужно понимать, ради чего они должны год за годом терпеливо выполнять свои обязанности  §        Родители нуждаются в ободрении, когда кажется, что ничего не получается.  §        Время от времени родителям нужно отдыхать от напряженного выполнения своих обязанностей.  §        Родителям нужна помощь в том, чтобы, сообразуясь с возрастом ребенка, выбирать из Божьей Книги важнейшие доступные для него отрывки.   §        Родителям нужна помощь в обучении ребенка некоторым предметам и навыкам, если у них нет для этого достаточных знаний и времени.  §        Родителям нужно, чтобы община укрепляла их своей праведностью и нравственными принципами.  §        Родителям нужны ответы на сложные вопросы, задаваемые детьми.  §        Родителям нужны люди, близкие по духу, чтобы обмениваться накопленными знаниями и опытом.  §        Родителям нужно, чтобы кто-то поправлял их, когда другие замечают какие-то недостатки, не заметные им самим.  §        Родителям нужна молитва, потому что в конечном счете величайший Учитель – Бог.

 

Родительские заботы и наставления – главное, в чем, по Божьему установлению, нуждаются дети. Но Бог предполагает, что родители должны воспитывать детей в сообществе Завета, которое помогает им получить все, что необходимо для выполнения родительских обязанностей. Он предполагает также, что родители – как и одинокие люди – должны поддерживать и определять пастырское служение новозаветного сообщества, предназначенное для детей.

 

Родители и одинокие люди, которые учат; родители и одинокие люди, которые опекают детей; родители и одинокие люди, которые поют; родители и одинокие люди, которые готовят и проводят занятия для детей; родители и одинокие люди, которые открывают свои дома; родители и одинокие люди, которые подают пример всего того, к чему мы стремимся в своем воспитательном служении – прошу всех вас молиться вместе со мной… – чтобы грядущее поколение возлагало надежду свою на Бога.

Comments