Брак и семья

Мир настроен враждебно по отношению к христианскому пониманию брака. Доброе старое установление подвергается сомнению. Все больше детей рождаются вне брака. Заключаются однополые браки. Восхваляются новые формы взаимоотношений (обмен партнерами, свингинг, триады). Растет количество разводов. Недавно моя дочка одолжила у подруги детскую игру: «Наша семья». Игра начинается с вступления в брак, затем игроки проходят через разные этапы семейной жизни: покупки, долги, учеба, рождение детей, болезни, ссоры и т.п. Некоторые правила игры вызвали у меня озабоченность. Если вы три раза попадаете на клетку «ссора», возвращайтесь на поле: «развод». Или еще: если вы попали на клетку «измена» (и такое, мол, есть в жизни, пусть дети знают), опять же возвращайтесь на клетку «развод». (!!!)

1. Введение

2. Установление брака

3. Вступление в брак

4. Требования, предъявляемые к женам и мужьям

            4.1. Подходы к распределению ролей
            4.2. Божий порядок для жен
            4.3. Божий порядок для мужей

Брак и семья

Введение

Мир настроен враждебно по отношению к христианскому пониманию брака. Доброе старое установление подвергается сомнению. Все больше детей рождаются вне брака. Заключаются однополые браки. Восхваляются новые формы взаимоотношений (обмен партнерами, свингинг, триады). Растет количество разводов. Недавно моя дочка одолжила у подруги детскую игру: «Наша семья». Игра начинается с вступления в брак, затем игроки проходят через разные этапы семейной жизни: покупки, долги, учеба, рождение детей, болезни, ссоры и т.п. Некоторые правила игры вызвали у меня озабоченность. Если вы три раза попадаете на клетку «ссора», возвращайтесь на поле: «развод». Или еще: если вы попали на клетку «измена» (и такое, мол, есть в жизни, пусть дети знают), опять же возвращайтесь на клетку «развод». (!!!)

И это не новое явление: (Осмысливая современность, 1. Статья: «Объявляется достоянием государства»; Осмысливая современность 2)

Что способствует развитию нехристианского понимания брака?

(1) Технический прогресс

Улучшение медицинского обслуживания привело к увеличению продолжительности жизни: 75 для мужчин и 83 — для женщин. В конце девятнадцатого века — 50 лет. Вместе с этим произошли радикальные изменения самой жизни. Что было в 1900 году? Дети воспитывались в семье до брака. В 15–18 они женились (выходили замуж) и начинали свою семейную жизнь, растили детей (часто от пяти до пятнадцати). Через года три после того, как последний ребенок оставлял семью, родители умирали (скорее, от истощения). Вся сознательная жизнь была связана с семьей. Семья казалась самым важным, что может быть.

Что мы имеем сегодня? До 17–18 лет человек живет в семье, потом часто идет на работу или поступает учиться. Женятся люди не очень рано. В года 23 женщины и в 25 мужчины. Имеют они по два, а то и по одному ребенку, а все больше семей — ни одного. Лет 20 живут с детьми. А потом еще 30 лет ожидают смерти. Только полжизни связано с семьей, вместо всей. Соответственно и ценность семьи падает.

Изобретение различных противозачаточных средств сказываются на подготовке к браку. С 1960 года люди научлись вступать в половые отношения, которые не влекли серьезных последствий. (Изобретен пенициллин — лекарство против венерических заболеваний). Возрос уровень добрачных отношений. Опять же противозачаточная технология позволяет людям сожительствовать, не вступая в брак.

Чем выше уровень цивилизации, тем «безопаснее» разводиться. Люди не связаны одним домом и огородом. Квартиру можно обменять. Или подселиться к кому-либо.

(2) Социальные изменения

В процессе индустриальной революции (в конце девятнадцатого века) происходили массовые миграции из деревень в города. Люди отрывались от своих семей и поселялись в «муравейниках» (общежитиях). В городе люди противоположного пола часто работают вместе, в отличие от деревни, где мужчины занимались своим делом, женщины своим… Здесь же они работают вместе, что способствует возникновению служебных романов. (Женщина-коллега часто привлекательнее замученной жены).

Это и начало женских движений за освобождение из-под власти мужчин, за равноправие. Женщины, вместо того чтобы сидеть дома с детьми, пошли на работу. (Проблема: когда мужчины идут зарабатывать деньги, мы говорим, что они ходят на работу. Т.е., подразумевается, что они работают. А о женщинах, которые пашут целый день, занимаясь с детьми и обслуживая мужа, мы говорим, что они «сидят дома». Будто они и правду сидят). Итак, женщины пошли на работу. Что же случилось?

(1) Раньше женщины «сидели» дома. Работали на кухне, стирали, растили детей, кормили мужа. Мужчина приходил с работы и отдыхал. Усталость одолевала. Но сейчас и женщины ходили на работу, как и мужчины. Но, увы, список домашней работы им никто не урезал. И после работы начинается работа дома. А работу уже трудно бросить. Семья привыкли к двойному доходу. Дети рождаются, и жена должна все успеть. На работе и дома.

(2) Женщины пошли «на работу» и начали чувствовать себя людьми. Они добивались каких-то успехов, их могли похвалить. А муж не всегда хвалил. И женщина чувствовала себя все более независимой. (3) Все меньше и меньше оставалось времени друг для друга. Все забирала работа. 10.23–25 Брак, семейные ценности занимали все меньше и меньше места в жизни супругов (и общества).

Пренебрежение браком не проходит бесследно. (Грех никогда не ведет к добру). Один специалист по вопросам брака говорит:

«Каждая известная в цивилизация в истории человечества следовала по одному и тому же пути сексуального развития: в раннем периоде своего развития строго запрещались добрачные и внебрачные половые связи. Вследствие этого освобождалась творческая энергия, благодаря которой соответствующая культура раскрывается и процветает.

Много позже люди начинали возмущаться против строгого порядка и требовать свободы для развязывания страстей. С разложением морали начинали хромать и положительные стороны культуры, пока, наконец, не наступал закат соответствующей культуры. Каждое общество свободно либо затрачивать нравственные силы на поддержание брака, либо отдать себя разгулу секса. Исторически доказано, что оба этих явления могут идти параллельно не более одного поколения». (Унвин, в Майер. Чистота. Любовь. Брак. 82).




Леонид Михович

Брак и семья

1. Установление брака

Даже со стороны верующих установление брака не всегда встречало понимание. Превозносился целибат (100 крат; вдовство — 60; брак — 30). Павел говорил, что некоторые будут запрещать вступать в брак (1 Тим. 4:3). Другие учили, что брак не имеет большой ценности, так как время коротко, и в Царстве Небесном не будут ни жениться, ни выходить замуж.

Св. Иоанн Златоуст написал одному молодому человеку, желающему вступить в брак: «Основой красивого женского тела являются слизь, кровь, телесные жидкости и желчи. К этому добавляется еще пережеванная пища. Если ты представишь себе, что содержится за этими красивыми глазами, прямым носом, щеками и прелестным ртом, ты согласишься со мной, что самое красивое тело является всего лишь крашеным гробом. Даже больше, если ты случайно прикоснешься к тряпке, которой вытиралось что-то подобное, как слизь или слюни, то тебя передернет отвращение. Неужели хранилище всего этого не внушает тебе отвращение?» После такого письма молодой человек расторг помолвку.

Библия не дает оснований для такого подхода к браку. То, что сотворил Бог (а Он сотворил и брак), хорошо и хорошо весьма. Евреи недаром имели самое высокое представление о браке (в теории, во всяком случае). Человек мог воздержаться или уклониться от брака лишь по одной причине: посвятить все свое время изучению закона. Если человек отказывался вступить в брак и зачинать детей, говорили, что он нарушил заповедь, повелевающую человеку быть плодотворным и размножаться, и что он «умаляет образ Божий в мире» и «убивает свое потомство».

1.1. Библейская модель брака

Брак может быть или местом великого благословения, или местом несчастья. (Почему и говорят: «Холостому плохо везде, женатому Ц только дома»). Если мы не следуем замыслу Творца, благословения не будет.

Кто-то спросил Рембрандта: «Когда картина будет закончена?» Тот ответил: «Когда художник выразит свое намерение». Так и с браком. Если мы только построим брак в соответствии с Божьим замыслом, только в этом случае будет благословение.

Один раздраженный клиент послал гневное письмо в офис компании «Сделай сам».

«Уважаемые господа! я построил по высланному мне глупому плану домик для птиц. Он не только слишком большой, но его все время сдувает с дерева».

Через несколько недель он получил ответ: «Уважаемый заказчик! Примите наши извинения. Мы случайно послали вам проект парусной лодки. Может быть, это вас не сильно утешит, но если вы думаете, что так несчастны, посочувствуйте человеку, который пытался плавать на птичьем домике».

Следуйте Божьему плану в построении семьи. Кто сотворил мужчину и женщину? — Бог. Кто заповедал: «Плодитесь и размножайтесь?» — Бог. Кто сказал: «Не хорошо быть человеку одному» — Бог. Кто привел первому мужчине жену и создал первую семью? — Бог. Бог установил брак и Он управляет им и дает законы для жизни в браке.

1. Моногамия

Быт. 2:24 «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть». Иисус также обращался к этому тексту. Мф. 19:8 «Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так». Библейский принцип: брак = мужчина + женщина (двуполый брак).

В истории (Библии) мы встречаемся с другими формами. Самая популярная — полигамия (начало в Быт. 4:19; проблемы Ц Авраам, Иаков). В некоторых народностях бытовала полиандрия. Сейчас все больше говорят об однополых браках.

Согласно Библии, муж должен иметь одну жену и жена должна иметь одного мужа, т.е. брак должен быть моногамным. Ветхий Завет не является исключением. Адам имел одну жену. Пророки говорили о том же. Они использовали отношения муж-жена для иллюстрации отношений Бог-Израиль. Как у Бога один народ, так муж имеет одну жену (см. Осия). Были исключения в Израиле. Особенно это касалось царей. Однако их практика не может отвергнуть Быт. 2:24. Двое станут одной плотью. Павел поддерживает моногамию, когда говорит о качествах епископа и отношении ко вдовам (1 Тим. 3:2; 5:9, 12; Тит. 1:6).

Что Библия говорит об однополых отношениях? (Brian H. Edwards).

(1) Ёти отношения Ц небиблейские. Бог ясно говорит: Лев. 18:22 «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость». Может быть, это было мерзостью только в ветхозаветное время? Что говорит Павел: 1 Кор. 6:9: «ЕмужеложникиЕ Царства Божия не наследуют».

(2) Гомосексуализм противоестественен. В таких парах нет потомства. Они не сотворены друг для друга.

(3) Гомосексуализм неразумен. Кстати, его защитники выступают (пока) против инцеста и полигамии. Ёто, мол, неразумно, неправильно. Почему же? На каком основании? Значит есть законы, есть ограничения. Библейская модель показала свою жизнеспособность, практичность, разумность.

2. Два=один (Быт. 2:24)

«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть».

(1) Муж оставит родителей.

Оставит, значит начнет самостоятельную жизнь. Теперь для него на первом месте Ц жена и забота о ней. Равно и для жены на первом месте Ц муж, забота о муже. И родителям надо согласиться с этим, как бы трудно ни было, даже поощрять их самостоятельность.

Конечно, с мужа, как и с жены, не снимается ответственность за родителей. Он должны почитать их, ценить их жертвенность, общаться с ними, поддерживать связь, заботиться о них. Больше того, теперь у них родителей больше. Надо почитать две мамы и двое пап.

Говоря об оставлении, Писание разумеет, прежде всего, зависимость. Если для жены мать — №1, а муж — №2 — это плохо.

Что интересно, новые пары в еврейских семьях обычно не начинали новую жизнь в отдельном доме (шатре). Они жили с родителями жениха. Т.е., главное в браке Ц не географическое отделение, а отделение в сфере отношений. У меня новые отношения, и теперь мои друзья, мои родители, моя работа, мое хобби Ц все должны почувствовать этоЕ Если вы вступаете в брак, окружающие не могут не почувствовать этого. Ведь отношения к ним изменилисьЕ

(2) Прилепиться- следовать на близком расстоянии, быть в тесном контакте, быть склеенным; если разъединить, повредятся две части.

Ёто указывает не столько на физическую связь между супругами, сколько на духовное объединение их интересов, настолько тесное, что они должны представлять собой уже не две особых, а как бы одну общую личность. Ёто настолько тесный союз, что он служит образом союза Христа и Церкви. (Ёто выражение также подтверждает единство и нерасторжимость брака)..

Даже когда дети появляются в семье, они не могут разъединить родителей, стать между нимиЕ Отношения родителей и детей не могут конкурировать с отношениями мужа и жены.

Ёто близость дорого обходиться. я должен тратить свое время на другого, учиться жить вместе, трудиться для сохранения брака.

* См. Генограммы — семейные взаимоотношения.Разные случаи единения семьи (1- муж-жена-работа; муж-жена-ребенок/тёща; семья-церковь-пастор и др.)

* Задание: построить картину отношений в своей семье.

(3) Одна плоть. Библия использует «плоть» в более широком значении слова, чем только «тело». Два человека становятся одним. Муж и жена имеют общность во всех вопросах, желаниях, обязанностях, испытаниях. Если отношения построены только на физическом единстве, этого недостаточно. Где единство душ? Где единство духа? Единство плоти заканчивается, когда увядает красота, или когда находиться плоть красивее и свежее. Истинный брак — брак тел, брак душ и брак духа. (Единство духа может означать, что оба супруга Ц верующие).

1.2. Цели брака

Почему люди вступают в брак? Можно привести следующие причины:

Плотское влечение (любовь к чужому телу); желание быть понятым (есть в мире хоть один человек, который меня поймет?); стремление к безопасности (есть защитник); страх; одиночество; давление родителей (!); так принято в обществе; стремление к экономической безопасности (у мужчин больше возможности заработать); мой супруг(а) будет заботиться обо мне; я смогу положиться на него, у меня будет опора в жизни; вместе мы сможем все; у меня будут дети (хочу ребеночка); мой супруг(а) похож на моих родителей; она в положении; у нас есть общие интересы; он любит меня; я люблю его (да, некоторые вступают в брак по любви); он хороший друг (можно вместе поговорить о музыке или поэзии); физическая привлекательность; с ним можно поговорить о чем угодно; мы никогда не спорим друг с другом; наконец-то я смогу уйти из дома (!); он умеет любить; она сделала аборт, и я чувствую себя виновным; мы уже живем вместе и надо придать этому должный вид; все так делают; можно уехать на Запад 2.76

Что говорит Писание?

Брак — это посвящение (1) дополнять друг друга (любить, удовлетворять нужды супруга(и); (2) рождать (по возможности) детей и воспитывать их. (3) возможность сохранить себя от греха. Брак основан не на чувствах, а на обещании, посвящении. Чувства горят и остывают. Посвящение не меняется. (Сегодня мы редко думаем о браке в терминах посвящения; скорее, смотрим на него с точки зрения романтики").

1. Быт. 2:18, 21–24; «не хорошо».Человек нуждается в общении. Еккл. 4:9–12: «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется».

Богословы замечают, что первым утверждением относительно брака было не «Плодитесь и размножайтесь» (любимый стих римо-католиков) и не «лучше вступить в брак, чем разжигаться» (любимый текст протестантов). Написано: «Не хорошо быть человеку одному».

Адам мог иметь хорошие отношения с самим Богом. Он мог радоваться общению с «братьями меньшими», живя в полной гармонии с природой, но это не решало проблему одиночестваЕ Люди, которым не с кем поделиться своими переживаниями, чаще болеют и умираютЕ Бог сотворил нас с нуждой общения (по Своему образу и подобию). Он мог бы сделать так, чтобы мы нуждались только в Нем, и могли жить без себе подобных, но не сдаелал так.

* Кстати, женатые могут быть самыми одинокими людьми на земле. Общению надо еще научиться. Его надо созидать.

2. Деторождение.Быт. 1:28; 1 Тим. 5:14. По мнению многих богословов, главная цель брака Ц размножение. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» считается выполненной, если у человека есть сын или дочь, способные к продолжению рода. Брак заключается не для удовлетворения похоти плоти или наслаждений (хотя это предусмотрено и разрешается законом брака), но для деторождения и воспитания наследия Господня. (В.К.)

3. Сохранение от блуда. 1Кор. 7:9: «Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться». 1 Кор. 7:2: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа».

4. Владычество над природой (служения). Бог призвал нас не просто радоваться друг другу, но вместе жить для Него, не только удовлетворять нужды друг друга, но вместе служить Богу.

Вместе можно намного больше сделать, чем по одиночке. (Целое больше суммы частей). Gary Inrig утверждает, что на одних состязаниях два вола-чемпиона тянули груз в три раза больший, чем каждый из них поодиночке. Гусь в косяке может пролететь расстояние на 70% большее, чем в одиночку. 19.29




Леонид Михович

Брак и семья

2. Вступление в брак

Много факторов влияют на наш выбор супруга/супруги. Возраст (в 25 я бы выбрал другого человека, чем в 18), библейские принципы (если они имеют для человека значение), обстоятельства (место жизни, условия), пример родителей (несознательно), СМИ (несознательно) и другое.

Мудрые люди предлагают много мудрых советов молодым людям, стоящим на пороге вступления в брак (обычно молодые люди не слушают их).

1. Советы мудрых людей

1.1. Дж. Добсон

(1) Не женись на человеке, с которым ты можешь жить. Женись на том, без которого ты жить не сможешь.

(2) Не вступай в брак с человеком, чей характер кажется тебе невыносимым. Может, ты планируешь изменить его в будущем, но вряд ли это произойдет. Трудно изменить глубоко укоренившуюся модель поведения. (Если человек неразумно тратит деньги, выпивает, склонен к насилию или страшно эгоистичен. Вы получите то, что видите). Конечно, вы не найдете идеального человека, но спросите себя, готовы ли вы жить именно с таким?

(3) Не вступайте в брак наспех. Это самый подходящий способ испортить себе жизнь. Помните, во время ухаживаний люди обычно скрывают свои недостатки.

(4) Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверующими.

(5) Не скрывайте добрачные отношения. И не вступайте в связь до брака. У вас на 50% больше шансов развестись.

(6) Не вступайте в брак в раннем возрасте. Шансов развестись в 14–17 лет в два раза больше, чем после 20-ти.

(7) Примите решение сделать ваш брак счастливым и трудитесь для этого.

1.2. В. С. Немцев

  • Жениться на верующих (2 Кор. 6:14, 15, 17; Исх. 34:12–16; 3 Цар. 11:1–5, 8–12).
  • Женитесь по любви.
  • Соответствие (духовное, душевное, телесное).
  • Поведение, плоды. (Верный в малом)
  • Готовность ждать (Иаков).
  • Мотивы.
  • Благословение и уверенность.

2. Условия вступления в брак

2.1. Любовь

Что говорит об этом Библия? И говорит ли вообще?.. (Не считая Песни Песней — там любовь в каждой строчке. Главные действующие лица, судя по их словам, просто изнемогают от любви (5:8). Что это значит?).

Кто в Библии женился (или выходил замуж) по любви? Иаков — Быт. 29:2. О взаимной любви ничего не сказано. Это единственный положительный пример брака, заключенного по любви (во всяком случае, любви Иакова).

В других случаях любовь не приводила к добру. 2 Цар. 13:15 — Амнон-Фамарь; 3 Цар. 11:2 — Соломон и его жены; Быт. 34:19 — Сихем-Дина; Суд. 16:5 — Самсон-Далида; 1 Цар. 18:22 — Давид-Мелхола. Но Библия обращает наше внимание (и правильно делает) на любовь после брака. Пр. 5:19 — «Любовью ее услаждайся постоянно». Еф. 5:25–33 — обращение к мужьям (ср. Кол. 3:19).

В нашей культуре предполагается, что люди вступают в брак по любви. В библейские времена на любовь смотрели иначе: это не чувства, а посвящение. Любовь, фактически, начиналась с брака, и затем молодые учились любить друг друга, возрастали в любви. Вопрос: «По любви ли вы вступаете в брак?» не имел большого значения (и я не спрашиваю об этом молодых при венчании). Важнее любить ту, на ком женился, чем жениться на той, которую полюбил (хотя одно не исключает другого). Но проблема в том, что любви до брака уделяется больше внимания, чем любви в браке, и после бурного проявления чувств основанием единства становится привычка. Да не будет!

!«В конце-концов нельзя проверить любовь до концов брака. Справедливо и обратное: и любовь появляется из брака, хотя и очень медленно (вспомним Исаака и Ревекку — Быт. 24:67). Можно возгреть любовь, можно возродить ее. Есть большая доля правды в русской поговорке: Стерпится — слюбится. Особенно это касается женщины.»

Все же, я не говорю, что наличие или отсутствие любви не имеет значения при вступлении в брак. Более того, может быть, через наши чувства Бог даже открывает Свою волю! Но брак, это посвящение прежде всего (повторим это еще и еще раз).

* Мир навязывает нам неправильное представление о любви, имея в виду чувства, которые приходят и уходят. Есть такая любовь. Или, лучше сказать, часть любви. Они может нагрянуть, когда ее совсем не ждешь, и так же уйти. Но есть и решение воли, обязательство любить во что бы то ни стало.

2.2. Необходимые условия

(1) Члены церкви (Втор. 7:1; 1 Кор. 7:39; 2 Кор. 6:14–18). Вступление в брак «только в Господе».

Дело не только в возможных практических проблемах (воскресенье, друзья, воспитание детей). Союз между христианами и не христианами это все равно, что союз между праведными и неправедными, светом и тьмой, Христом и дьяволом. Возможно, милостью Божьей супруг/супруга станет когда-то верующим, но сколько боли и печали придется пережить. Библия не напрасно ведь запрещает это.

?Но что делать, когда так мало мужчин в церквах? Многоженство? Безбрачие? Во всяком случае, практика показывает, как много проблем у тех, которые выходят замуж за неверующих. И не только у них. У их детей.

(2) Соответствие — различий всегда достаточно. Нужен помощник, соответственный мужу (чтобы они удовлетворял его нужду в интеллектуальном, эмоциональном, духовном общении). Сферы соответствия:

1) Религия.

2) Характер (привычки).

3) Образование.

4) Возраст (мнения).

5) Взгляды на деньги (контроль, личные), секс.

6) Национальность, язык, культура. (Межнациональные браки).

7) Отпечаток семьи: (какова мать — такая и дочь).

(3) Свободны (не разведены, не помолвлены) и чисты до брака.

(4) Благословение родителей;

(5) Брак без принуждения и не из-за безысходности (негде жить)

(6) Соответствие в здоровье (информирование друг друга о связанных с ним проблемах).

Порядок вступления в брак

(1) Согласие вступающих в брак и родителей (Быт. 21:21; 34:4–6; Суд. 14:2–3; И. Нав. 15:16; Еф. 6:1–3; 1 Кор. 7:37–38).

(2) Публичная клятва, которая могла включать в себя разные обряды (Быт. 29:25; 34:12). В настоящее время можно говорить о признании брака государством.

Ирина Халип: «Ничто меня не возмущает так, как вмешательство государства в личную жизнь. Проштампованный паспорт — обязательство, получается, перед государством. Быть хорошей женой, хранить верность. Бред!» (СН, 27–29 августа, 1997 г.)

Письменное свидетельство проясняет и подтверждает обязательства. Даже, приходя в банк, мы пользуемся бумажками. Я не могу сказать: «Дайте мне немного денег, я скоро отдам. К чему эти формальности». Тем более в браке заявляем, что готовы принять всю полноту ответственности.

(3) Физическая близость (как завершение брачной церемонии). Половые отношения сами по себе (без первых двух пунктов) не делают связь между мужчиной и женщиной браком. (Быт. 22:24; Суд. 8:30–31; 2 Цар. 3:7; 5:13; 3 Цар. 11:3).




Леонид Михович

Брак и семья

3. Требования, предъявляемые к женам и мужьям

3.1. Подходы к распределению ролей

Что такое брак? Демократия? Автократия? Или монархия? В здоровой семье роли ясно определены. В то же время, муж и жена гибки в исполнении ролей. Они часто делят обязанности друг с другом.

Теоретически, есть четыре подхода к распределению ролей в семье. В самом старейшем типе взаимоотношений, который можно назвать подавляющий авторитет, жена является собственностью мужа, должна слушать его беспрекословно, а если нет, муж имеет полное право побить ее. В традиционном глава-помощник жена в подчинении мужа, она поддерживает его, ее дело — заботиться о доме. Тип сотрудничества позволяет женщине работать вне дома, думать о своей карьере, а муж помогает по дому. Однако, карьера мужа предпочтительнее, и последнее слово за ним. В последнее время распространилась форма равноправия. И мужчина и женщина имеют одинаковые права дома и вне дома. У каждого своя работа. Они делят между собой домашнюю работу. Они равны в принятии решений.

Аргументы сторонников равноправия основаны на следующем. (1) Они утверждают, что все христиане равны. Павел говорит, что во Христе Иисусе нет ни мужского пола, ни женского (Гал. 3:28). Это относится и к браку, поэтому никакой разницы во взаимоотношениях между мужем и женой нет. (2) Что касается ветхозаветного порядка глава-подчиненный, то это — результат грехопадения человека. Это уже относится к 3 главе, не второй. Так не было в начале. (3) Они утверждают, что все новозаветные ссылки на лидерство мужчин могут быть объяснены культурой того времени. Что касается пятой главы послания к Ефесянам, Павел сам же говорит в следующих стихах, что все христиане должны подчиняться друг другу (Еф. 5:21). Опять же, Петр рассматривает жен как сонаследниц благодатной жизни (1 Пет. 3:7). Что можно сказать на это? 11.118–120

Библия говорит об одинаковой природе (сущности) мужчины и женщины. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27).

Новый Завет также не отрицает подобного понимания, считая, что хоть «жена и от мужа взята», но и «муж чрез жену» приходит в мир, потому что «все от Бога». «Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога» (1 Кор. 11:12). ПБ-2

.Однако мы находим в Библии и другие тексты: «Жены ваши в церквах да молчат» (1 Кор. 14:34). «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1 Тим. 2:11–12). Это дает повод некоторым обвинять Библию в подавлении и эксплуатации женщин. Действительно, в минувшие времена женщины часто рассматривались как существа низшего сорта (человек?). Это вызывало обратную реакцию. Женщины начали активно бороться за свои права. (См. статью).

Итак, злоупотребление мужчинами своим положением привело к борьбе женщин за равенство во всех сферах жизни (начиная от права участия в выборах). В богословском плане это выразилось в неприятии «патриархального» текста Библии.

Евангелие написано мужчинами и возвещалось в патриархатных церквах. Оно написано андроцентричным языком и отражает мужской религиозный опыт, а вошедшие в него тексты отбирались и передавались в условиях

Тщательный отбор библейских текстов, пригодных с точки зрения феминизма для провозвестия на литургии, должен предшествовать их переводу на инклюзивный язык.. Нельзя допустить, чтобы патриархатные тексты по-прежнему оставались в лекционарии: их следует заменить текстами, утверждающими равенство в следовании за Христом… Надо… расширить «феминистские» отрывки. 236–8 .

Феминистические богословы критикуют использование в христианской традиции местоимений мужского рода для Бога. Утверждают, что использование местоимений женского рода, по крайней мере, столь же логично, как и использование мужского, а также могло бы сыграть положительную роль в ослаблении упора на мужской ролевой модели Бога.

Многие феминистки считают, что изображение Бога в мужском обличьи противоречит второй заповеди — «Не делай себе кумира и никакого изображения». Канонизация образа Бога как мужчины обедняет наше понимание Бога и исключает все другие пути для Его постижения. Можно ли вообще говорить о том, что у Бога есть «род»?

Что мы видим в Библии? Как Ветхий, так и Новый Заветы используют по отношению к Богу «мужские» языковые элементы. Греческое слово «theos» несомненно мужского рода, и большинство аналогий Бога, использованных в Священном Писании — например, отец, царь и пастырь — являются мужскими. Означает ли это, что Бог действительно принадлежит к мужскому роду?

Размышляя об этом вопросе в своей работе «Новая Ева во Христе» (1983 г.), Мэри Хейтер пишет:

Когда мы говорим о Боге как об Отце, мы подразумеваем, что роль отца в древнеизраильском обществе дает нам некоторое представление о природе Бога. Богу нельзя приписать ни мужские, ни женские половые признаки. Они относятся к признакам сотворенного порядка, и нельзя считать, что они имеют какое-либо прямое соответствие в природе самого Создателя.

Вольфхарт Панненберг развивает эти вопросы далее в своем труде «Систематическое богословие» (1990 г.): «Тема отцовской заботы передается в том, что Ветхий Завет сообщает нам об отцовской заботе Бога по отношению к Израилю. Половое определение отцовской роли не имеет к этому никакого отношения… Привнесение разделения по половому признаку в понимание Бога означает возврат к политеизму. Тот факт, что забота Бога об Израиле может быть также выражена в свете материнской любви, совершенно ясно показывает, сколь незначительную роль играют половые различия в нашем понимании Бога как Отца».

Вернемся, однако к роли супругов в семье. Женщины потребовали равенства и во многих странах получили его. Об этом хорошо сказал поэт Е. Евтушенко:

Как получиться в мире так могло?

Забыв про смысл ее первопричинный,

Мы женщину сместили, мы ее

Унизили до равенства с мужчиной.

Говоря о распределении ролей между мужчины и женщины, мы обратим внимание на четыре аспекта их взаимоотношений.

1. Отношения в обществе.

2. Отношения мужа и жены как членов церкви.

3. Отношение к детям.

4. Отношения в супружестве.

Феминисты требуют равенства во всех сферах. Мы считаем, что в некоторых случаях можно говорить о равенстве, в других — предпочтение отдается мужу.

1. Как гражданемы равны. Женщина может быть полноправным членом общества. Пр. 31:10–31; Деян. 16:14; 18:3. (Но разумно ли требовать равенства во всех сферах жизни? Хорошо ли, если женщины пойдут в армию или в шахты?). Организм ведь не обманешь. (А новейшие исследования подтверждают, что мужчина и женщина — совершенно разные существа. По меньшей мере, мужчина не может рожать).

2. Церковь. (1) Равенство по сущности — Кто я перед Богом. (2). Функциональная подчиненность — Что я делаю. И здесь мы говорим о функциональном различии полов. Т.е. в сущности они равны, но речь идет о разных функциях. Мужчина не может взять на себя функции женщины и наоборот. Отношение неравенства в некоторых видах деятельности не означает неравенства по сущности. (Ср. отношения личностей Троицы. Отец, Сын и Дух Святой равны по сущности, но есть некоторая субординация.

Отец Отец Отец Сын

Сын .

Дух Св. Сын Дух Св. Дух Св

В церкви мужчина и женщина выполняют разные функции. (Ведь они отличаются и физически, и в эмоциональном плане). Женщины, как мы полагаем на основании Писания, не могут быть пасторами церквей, руководителями. (См. опыт ранней церкви).

3. Авторитет у детей. «Дети, повинуйтесь родителям». Вт. 5:16 «Почитай отца и мать». (Кол. 3:20. И муж и жена участвуют в обучении детей, наказании, заботе. Деятельность должна быть кооперативной. (Если мама сказал нет, то не надо просить об этом у папы. У одного родителя нет права вето на решение другого).

4. Брак. Библия достаточно ясно говорит о главенстве мужчин. (1 Кор. 11:3–16: 1 Пет. 5:1–14; 1 Тим. 2:10–14).

В зоопарке в Сан-Диего есть двухголовая змея. Зоологи объясняют, что обычно такие особи долго не живут, потому что две головы не могут научиться сотрудничать друг с другом. Эта выжила только потому, что она голова покорилась другой. То же можно сказать и о двухголовом браке.

Итак, равенство не отрицает различий и порядка. Даже в Троице, где все равны, между лицами есть различия в подчиненности. Христос подчинил Себя Отцу. Павел говорит об этом в 1 Кор. 11:3. 3.121

Во-вторых, ап. Павел (как и вся Библия) не настроен против женщин. Он не одобряет эксплуатацию женщин, пренебрежение ею. Бог сотворил человека, мужчину и женщину, по образу Своему. Не мужчина только, но мужчина и женщина созданы по Его образу и подобию. (Более того, в отличие от остального творения и самого мужчины женщина не была создана из праха). А образ Божий не должен быть унижен, оскорблен.

Писание не проводит разделения между обязанностями мужа и жены. Это зависит от времени, общества, историко-культурных особенностей. Т.н. традиционное распределение ролей не всегда является библейским.

Изучение показывает, что 80% домашней работы выполняют женщины. Соответствует ли это Писанию, или это только обычай? Бытие 2 предписывает жене быть помощницей, но что это значит? Как выполнять функцию помощницы?




Леонид Михович

Брак и семья

3. Требования, предъявляемые к женам и мужьям

3.2. Божий порядок для жен 1.32–54

3.2.1. Женщина согласно Библии

Современную женщину всегда показывают неотразимой красавицей, но этого мало. Она гоняет на спортивных машинах по пересеченной местности, а ее мужчина сидит рядом, дрожа от страха. Она полностью уверена в себе, и не без причины: ей ничего не стоит сбить с ног любого мужчину приемом каратэ или точным ударом кулака. Она превосходно владеет пистолетом и играет в теннис как профессионал. Она очень правильно строит свою речь, будто в ее прелестной головке работает группа крошечных преподавателей языка. Она гурман в сексе, но никто не может опутать ее брачными узами. Судьба дарит ей вечную молодость, она никогда не болеет, не совершает ошибок и глупых поступков. Но какой видит ее Библия?

.(1) Это женщина силы, не просто немощный сосуд. (Руфь 3:11 хайил — «добродетельная» — могущество, власть, сила, крепость; Пр. 12:4; (Ср. Пр. 31:3; Пс. 32:17; 1 Пар. 11:10).

Но это не сила мужчины. В ней есть женственность. Она может вынашивать детей 9 месяцев, кормить их. Она живет в сфере отношений. (Ср. Быт. 3:16–20 — наказание касается взаимоотношений).

(2) Это женщина приоритетов. Женственность в Библии, это не просто хрупкость и слабость. Добродетельная жена — это не просто не определившееся податливое существо. Ее цели ясно определены и она последовательно добивается цели.

У нее духовные ценности. Пр. 31:30 — «жена, боящаяся Господа, достойна похвалы». Она знает, что Бог — источник ее сил, поэтому и говорит с мудростью. (26 ст.)

У нее христианский характер. См. качества в стихах 25–27 — сила, достоинство, проницательность, мудрость, верность, заботливость, усердие. Важно не что она делает, а кто она есть. В нашем обществе цениться красота, таланты, индивидуальность. Что говорит Агур: «Миловидность обманчива и красота суетна». Жена, боящаяся Господа, достойна похвалы.

Она посвящена семье. Но не ограничена домом. Она простирает руку бедному. Она занимается торговлей. Но вся ее энергия и все приобретения опять возвращаются в семью. Она много времени и сил вкладывает в мужа и детей. Может показаться, что это — напрасная трата времени. Съели и спасибо не сказали; убрала — через день опять беспорядок. Нет, скорбный труд не напрасен.

Она поддерживает мужа в его общественной (религиозной) деятельности. «Муж ее известен у ворот». Муж не беспокоится о деньгах, ибо она — лучший бухгалтер в семье.

(3) Это — жена отношений

«Сердце ее мужа уверено в ней». Он вполне (и во всем) может доверять ей. Ее дары проявляется наилучшим образом в семье, поэтому можно хвалить ее (как в частном порядке, так и в обществе).

3.2.2. Роль жены

(1) Повиновение

Библия обращается сначала к женам. Еф. 5:22–24. 1 Пет. 3:1–6. 1 Тим. 2:11–15. Тит. 2:3–5:3–5. «Повинуйтесь». «Со всякую покорностью». «Да боится». «Быть покорными». Жена должна подчиняться, потому что сначала Адам создан, а не Ева, и жена первой впала в согрешение. Подчинение коренится не только в Новом, но и в Ветхом Завете.

Многие современные умные женщины не понимают этого, думая, что речь идет едва ли не о половой тряпке. Но, с точки зрения Библии, это нечто другое. Подчиняться — значит соблюдать порядок, значит быть смиренными. Павел дает и пример: как церковь повинуется Христу. Повиновение Христу — слава церкви. Повиновение женщины создает гармонию в доме. И жена должна подчиняться добровольно. Как Христос Богу и как церковь Христу.

Греч. хюпотассо означает делать порядок, расставлять войско. Здесь: подстраиваться, отдавать должное друг другу. Женщина должна подстраиваться, приспосабливаться к мужу. (Во всем). (Есть другой глагол, которым описывается повиновение детей или рабов — хюпакуо).

Это — повиновение Сына Отцу (1 Кор. 15:28), Иисуса — родителям (Лк. 2:51); членов церкви — пастору (1 Кор. 16:15–16); духовных сила — Христу (1 Пет. 3:21); церкви — Христу (Еф. 5:24). (Т.е. значение варьируется).

Что можно сказать о браке? Семья — не армия. Это взаимоотношения «одной плоти». Они базируются на взаимной любви и самоотдаче. Это добровольное посвящение друг другу. Это отказ от себя в пользу другого. Это жертва.

Подчинение — не выражение неполноценности. Иисус добровольно подчинил себя Отцу (как и земным родителям), и это не унижало Его.

Повиновение — поддержка, а не просто необдуманное повиновение. (Сапфира послушалась Ананию, но это не привело к добру).

Повиновение — служение в любви, а не жалобы. Жена активно трудится для мужа. (Кстати, хорошо, если жена интересуется делами мужа: спрашивает его, переживает за его работу, служение, молиться о нем, даже разбирается немного в его работе).

Повиновение обеспечивает духовную защиту жене. Муж защищает жену физически, душевно, духовно — 1 Кор. 11:10. Женщина духовно более уязвима, поэтому ап. Павел дает такой совет в Первом послании к Тимофею (2:12–14 — "а учить жене не позволяю). Одиноких женщин защищает церковь — Деян. 6:1; Иак. 1:27; 1 Тим. 5:3–16. Руководитель церкви — ее духовный глава.

Библия не говорит о каких-либо ограничениях в повиновении. Еф. 5:24. 1 Пет. 3:1. Разумеется, только больше повиноваться Богу, чем людям. И, опять же, покорность не означает рабство. Иногда можно и сказать мужу, что он не прав, или подсказать ему что-либо.

В отношении к неверующим — 1 Пет. 3:1–2. «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие».

(2) Служение в церкви

На протяжении всей истории христианства от женщин требовалось лишь молчание и послушание. Как остроумно заметил один писатель: «Мужчина принимает решения и делает историю, женщина делает чай».

В Библии, однако, мы видим много женщин, которые делали историю. Вспомним Девору, Мариам, Есфирь, Анну.

В НЗ мы находим, что женщины служили Господу. Вспомним Марию и Марфу. Подумаем о тех, кто служил Христу своим имением! В Деяниях мы встречаемся с Лидией, Прискиллой, дочерьми Филиппа, Тавифой.

70–80% во многих церквах составляют женщины. Потому служение женщин часто определяет развитие церкви. Служение три "М": миссионерское, милосердия, молитвенное.

Они могут пророчествовать и молиться публично (Иоиль 2:28, 29; 1 Кор. 11:5), но не должны разрабатывать доктрины или становиться лидерами церквей. Надо помнить, что во всем этом жена не должна пренебрегать домом.

(3) Служение дома

Пр. 31:10–31 — вот картина настоящей жены. Она умная, решительная, работящая, веселая, добрая, мудрая, заботливая. Нет в ее доме недостатка. Муж не нарадуется.

.Конечно, здесь она идеализирована (выражение мудрости). Отрывок представляет собой акростих. Каждый стих начинается с разной буквы еврейского алфавита. То есть, это не буквальное описание, а поэма. И нам надо обращать внимание на принципы, а не детали.

10 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; 11 уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; 12 она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. (Добывает разные дефицитные вещи, ее не надо подгонять, заставлять работать) 14 Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. (Далеко бывает в магазин идти, а она идет, на рынок едет). 15 Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. (Мужу надо приготовить завтрак, детей накормить). 16 Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. (Она сидит на телефоне с рекламкой и изучает, что где можно подешевле купить. Огородом занимается). 17 Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. (Делает зарядку, чтобы чувствовать себя бодрой весь день). 18 Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью. 19 Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. (Она может починить машину, отремонтировать квартиру). 20 Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. 21 Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. 22 Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее. (Она хорошо одевается). 23 Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. (Когда дома порядок, все сыты и одеты, можно и у ворот посидеть). 24 Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. (Если надо, она может поработать и челноком, может купить и продать). 25 Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее. 26 Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. 27 Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. (На такую жену не жалко тратить деньги. Она оправдывает расходы на нее). 28 Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: (Когда утром рано встаешь, и тебе приносят кофе в постель, можно и похвалить жену). 29 `много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их’.

30 Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. 31 Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!

Итак, мы видим, что значит жена согласно 31 главе Притч (Patricia A. Ennis)

1) Добродетельная жена (Пр. 31:10). (Имеет хорошие отношения с Небесным Отцом)

2) Ей можно доверять (31:11–12, 23) Ей доверяет и муж, и дети. Она известна как человек, которому можно доверять. Тайны. Деньги. Переживания).

3) Энергичная жена (31:13–16, 18, 24, 27)

4) Физически развита (31:17)

5) Экономная (31:18а)

6) Бескорыстная (Пр. 31:19–20)

7) Предусмотрительная (31:21–22, 27)

8) Чтимая (31:25)

9) Благоразумная (31:26) . Прежде чем говорить, она думает: это хорошо? Это надо? Это верно? Это не сплетня?

10) Любима детьми и мужем (Пр. 31:28–29).

11) Боящаяся Господа (31:30).

(4) Работа вне дома

Оптимальный вариант — жена дома. (Конечно, если детей нет, то это только вред принесет). Но во многих случаях работы вне дома можно избежать. Когда жены работают при нескольких детях, это не сказывается положительно Лучше иметь меньше, но с «домашней» женой, чем полную чашу, но без жены. (Хорошо, если муж обеспечивает семью)..

Дома жене тоже работы более чем достаточно. Часто мужья укоряют: сидишь тут целый день, ничего не делаешь. А домашней работы не переделаешь. И она незаметна. И денег не платят.

В то же время жена может иметь интересы за пределами дома, как и дети. Надо позволять членам семьи проводить время как в семье, так и вне семьи. Нельзя постоянно закрывать их дома. Они нуждаются и в том, и в другом. Только чтобы не было конфликта между обязанностями. Если сделала все дома, можно расширить свои пределы.

(5) Внешний вид

1 Тим. 2:9–10; 1 Пет. 3:3–4. «В приличном одеянии…» «Не внешнее плетение волос, золотые уборы и нарядность в одежде…»

По правде говоря, не жены виноваты в том, что так изощряются в одеянии, украшениях, а мужчины, для которых это имеет большое значение. Если бы мужчины смотрели не на внешнюю, а на внутреннюю красоту, вероятно, и женщины обращали бы на нее гораздо больше внимания. (Но женщины виноваты в том, что таким образом пытаются воздействовать на мужчин, зная их слабости).

(6) Права жены (Исх. 21:10–11)

  • на пищу;
  • на одежду;
  • на супружеское сожитие.

Леонид Михович

Брак и семья

3. Требования, предъявляемые к женам и мужьям

3.3. Божий порядок для мужей1.126–139

1. Мужчина в глазах Бога

Мужественность. — одна из областей, которая сильно испорчена грехом. Поэтому молодые люди идут ложным путем, стремясь выразить свою мужественность (видя пример в спортсменах, телезвездах, музыкантах). Но каким должен быть настоящий мужчина?

Несколько распространенных образов, представлений.

(1)Мужчина — воин, боец; широкоплечий, уверенный в себе, крепкий на вид человек. Он легко разбивает рукой кирпич и разгибает подковы. Подобно коню, который описан у Иова, он «… восхищается силою; идет навстречу оружию… смеется над опасностью и не робеет и не отворачивается от меча». (39:21–22). Мужественность в данном случае измеряется силой.

(2)Мужчина — добытчик, охотник, «спонсор». Раньше он тащил домой мамонтов, сегодня -кошелек. Чем толще мамонт (кошелек), тем больше его ценят. Мужественность мужчины измеряется величиной зарплаты.

(3) Мужчина — хороший любовник, «сексуальный гигант». Он пользуется популярностью у женщин. Он также пользуется самыми красивыми женщинами. Мужественность измеряется количеством женщин, с которыми он спал (и продолжительностью полового акта).

Некоторые из перечисленных качеств мужчинам не помешал бы иметь. Духовное — на первом месте, но мы теряем даже второстепенное. Где она, мужская сила, ревность в обеспечении семьи, способность постоять за ближних, любовь к жене? Где охотники на мамонтов? Где рыцари? Где джентльмены?

Когда Титаник столкнулся с айсбергом в северной Атлантике, зазвучало традиционное «женщины и дети — первыми». Почти 80% утонувших составляли мужчины, многие из которых отдали свои места в спасательных шлюпках другим. Недавнее исследование в Америке показало, что сегодня только 35% мужчины были бы готовы уступить свои места женщинам и детям (из других семей). Две третьих готовы были бы пожертвовать ради своих жен, и только 54% — ради матерей. 4.130

Трудно найти настоящих мужчин даже с точки зрения мира. Есть немало существ с кривыми ногами, волосатой грудью и широкими плечами. Но можно ли такое существо назвать мужчиной? А можно ли его назвать мужчиной с точки зрения Бога? Может ли оно принимать решения, управлять семьей, нести ответственность.

За несоответствие замыслу Божьему нельзя всю вину сваливать на мужчин. Их такими воспитали. Жизнь сегодня ставит перед мужчинами архисложные задачи, превосходящие их возможности. На мамонтов охотиться — много ума не надо. А вот получать достойную зарплату в условиях экономического кризиса куда сложнее. А представьте себе, как чувствует себя мужчина, который зарабатывает меньше жены? В таких условиях трудно быть главой семьи. Трудно в нужный момент ударить кулаком по столу.

А если еще жена «опускает»? «Да разве ты мужик? Гвоздь в нужном месте забить не можешь (или более современно: не можем переустановить программу на компьютере). А у людей давно машины. А посмотри, как соседка одевается! И каждый год на море отпуск проводят. А ты…»

Что испытывают в таких случаях мужчина? Как он реагирует на обвинения? На боязнь оказаться неспособным, бессильным, ненужным?

Кто-то спивается. Или отыгрывается на тех, кто слабее. Можно на детей накричать и пнуть кошку. За ужином отругать начальника последними словами. Отомстить не может, но может представить себе, какой он сильный и мужественный.

Мужчины хотят выглядеть героями. Хотя бы в небольшом кругу таких же неудачников. Они хорохорятся перед друзьями («я ему как дал/сказал»), хвалятся своими похождениями («как я с ней спал»)… И лгут друг другу, хвастаясь подвигами. Сильному, уверенному в себе мужчине не надо хвастаться. Его дела говорят сами за себя.

Кто-то погружается в бизнес. Вариант для христиан — зарыться в служение, чтобы не оставалось времени на воспитание детей. А вдруг жена попросит провести с детьми беседу на тему сексуального воспитания?

Еще хуже — увлечение, привязанность к телевизору, фантазиям разного рода (мыслям о материальном благополучии, хорошей машине, успехе). Кто-то мечтает о красивых женщинах.

* Пример: Иисус — настоящий мужчина

(Об этом хорошо говорит Гэри Инриг в своей книге «Здоровый брак в разбитом мире».. Думали ли вы о Нем, как о примере мужчины? Если бы Он таким не был, то 12 не последовали бы за Ним. 5 000 мужчин не пришли бы в пустыню, чтобы услышать, как Он говорит.

1. Иисус — муж силы (лев из колена Иудина; мужественный мужчина)

Иисус был очень мужествен и силён. Недаром Его боялись лидеры. С Ним не так-то просто было договориться по-хорошему. Он был твердым и последовательным, человеком с железным характером.

(1) Иисус контролировал Себя.

Сила мужчины часто находит выход в агрессии, насилии, жестокости. А Христос управлял Собой. Пр. 16:32: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города». Апостол Павел продолжает: «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27). Могут ли мужчины управлять собой?

«Возможно, мы переборщили с жестокостью, — говорит Эдвин Коул, — но то, что убивает мужчин сегодня — это мягкотелость». Прежде всего, в отношении себя… Отсутствие дисциплины, самоконтроля, самообладания губит мужчин.

(2) Христос умел разрешать проблемы и брать на Себя ответственность (чего сегодня так не хватает мужчинам).

"Где был Адам, когда змей искушал Еву (евр. «с ней»), почему он не заявил о себе? — спрашивает Лэрри Крабб. — Кто принял решение?" — Жена («которую Ты мне дал»).

Знакомая сестра жалуется. Муж говорит ей: «Ты принимай решение». Имеется в виду: «Ты и отвечать будешь». А сам скрывается за телевизором, газетой, футболом, якобы служением.

Женам ничего и не остается делать как принимать решения. Ева решила. Адам последовал. Сарра решила. Авраам согласился. Что думал Авраам, когда входил к Агари?..

Пример: мужчины (служители) эмигранты. «Как ты здесь оказался?» — «Жена заполнила анкеты». Неужели? Кто принимает решения дома?

Мужчины отказываются от власти дома (от тяжелого бремени ответственного лидерства) и дело идет к тому, чтобы снять с себя бремя ответственности в церкви. (Они моляться меньше). А ведь церковь, семья, нация сильны настолько, насколько сильны там мужчины. (1.77)

Мы готовы командовать. Мы не готовы принимать решения, которые приносят блага тем, кто с нами. Каждая нормальная женщина хотела бы иметь в доме мужчину с характером, мужчину, который может принимать на себя ответственность и нести груз отчетности перед Богом и семьей.

(3) Настоящий мужчина посвящен своему служению (доводит дело до конца)

«Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» — вопрошает Иисус (Ин. 18:11). Свою задачу надо выполнить до конца. Готовы ли мужчины исполнить волю Божию, чего бы это ни стоило?

Недавно я встретился с изумительным примером посвященности. Этот пример преподнесла мне женщина. (Есть чему поучиться у женщин!)

В одной из больших церквей на Запада есть особое служение для родителей, имеющих малых детей. Вы приходите на собрание и можете сдать в детскую комнату даже младенца в возрасте до шести месяцев. Таким образом родители могут полноценно участвовать в собрании. Руководит этой комнатой сестра, которой недавно исполнилось 80 лет! Этому служению (без перерывов, отпусков) она посвятила 40 лет. Ее первые воспитанники уже давно имеют своих детей, а она продолжает служить. Проповеди же потом прослушивает на аудиокассетах.

Писание говорит: «Будь тверд и мужествен». Прими решение, как Иисус Навин: «Я и дом мой будем служить Господу»… Достаточно ли у тебя для этого в доме авторитета?

Будь мужествен как Иоанн Креститель, который не боялся обличать даже царя. Он знал, что есть в мире вещи, которые важнее, чем сама жизнь… Готов ли ты твердо выразить свое мнение перед начальником?

Будь мужествен, как Иосиф. Отказавшись от притязаний жены Потифара, он поступил как настоящий мужчина. Не сломался. В мире сказали бы: «Вот это мужик. Потифариху соблазнил». Нет, сила в том, чтобы убежать от греха.

Будь тверд и мужествен, как Даниил, который готов был встретиться со львами лицом к лицу. Бог ищет таких мужчин. Часто не находит. И потому использует и женщин. Хорошо, что есть Раав, Девора, Есфирь.

Настоящий мужчина знает свое место в жизни, знает, для чего он послан (как Иисус), и твердо, последовательно добивается цели, исполняя волю Божию от души. Он принимает решения, но Он же несет и ответственность за эти решения.

2. Иисус — муж доброты, кротости, мягкости

Иисус — не только лев из колена Иудина. Он также Агнец Божий. Он мягок, добр, терпелив, скромен, тих. «Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис. 42:2–3).

Но, заметим, мягкость Иисуса — это не слабость… Это выражение Его любви, милосердия. Иисус тверд, решителен, но и мягок, кроток. Он не боится признаваться в Своей слабости. «Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною… Душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 28:38). Он не боится показать окружающим, что у Него на сердце. Он даже плачет

Быть настоящим мужчиной — значит быть похожим на Христа в Его мягкости, доброте, чувствительности.

(1) Настоящий мужчина может выражать свои чувства (мужчины тоже плачут)

С детства нас учили, что мужчины не плачут. Проливать слезы могут только «плаксы» и «нюни». «Будь мужчиной! Терпи, если тебе выбили зуб». И мальчишки приходят к выводу, что чувства — предатели мужественности; поэтому, чтобы быть признанным в качестве мужчины, необходимо быть стойким. Никогда не выдавай, что тебе больно, что ты устал, что ты боишься поражения, что это дело тебе не под силу. (А девочки пусть плачут). 2.126

А потом мужчины взрываются. «В середине жизни мы начинаем платить наши эмоциональные долги». Подавленные, спрессованные чувства дают о себе знать в том период жизни, когда у нас уже нет того неисчерпаемого запаса энергии, с помощью которого мы когда-то скрывали от себя и подавляли свои чувства. 2.127

Иисус выражал чувства. Он проявлял нежность, когда пригласил к Себе детей. Он был добр к Фоме. Ему было знакомо негодование, когда приходилось иметь дело с фарисеями. Он знал сострадание. Видя огромные толпы народа «Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (Мф. 9:36).

В Библии мы не раз встречаем настоящих мужчин, которые плакали. Исав был сильным и жестоким звероловом. Но когда он встретил своего брата после долгой разлуки, то плакал горько. Ионафан и Давид, расставаясь, плакали. Они были мужественными воинами, могли противостать десяткам, на расставание друг с другом вызвало у них бурю чувств.

Мужчины могут выражать свои чувства в семье (хотя так трудно напоминать детям и жене, что мы их любим), в отношениях друг ко другу. Мужчины плачут о своих грехах. Плакать о грехах — сила мужчины. Слабый, трусливый человек будет скрывать грехи, прятать, будет продолжать втайне грешить. Настоящий мужчина имеет мужество признать грех и оставить его.

(2) Настоящий мужчина способен прощать и отвечать добром на зло

Сегодня в мире вопрос: «Сколько раз прощать брату моему в мире не актуален». Ведь решить проблему, как кажется, можно отомстив обидчику. Если ты мужчина, ты должен воздать соответственно. «Око за око, и зуб за зуб». А лучше два ока за око и два зуба за зуб.

Но кто сказал, что настоящий мужчина должен мстить? Намного больше мужества требуется, чтобы подставить другую щеку! Не от бессилья Христос просил Небесного Отца простить распинавших Его. Ему ничего не стоило в одно мгновенье стереть с лица земли гонителей. Он проявил любовь.

С точки зрения мира кротость — признак бессилия. Ницще утверждал: «Ничего нет в нашей нездоровой современности более нездорового, чем христианская жалость». Но с точки зрения Бога кротость — проявление силы. Кто сказал, что мораль Христа — мораль рабов, мораль слабых, ничтожных?

Махатма Ганди заметил: «Прощать — свойство сильных. Слабые не прощают».

Требуется много мужества, чтобы простить, не дать волю природным инстинктам, взывающим к отмщению. Только настоящий мужчина способен к этому (мужчина, в котором живет Дух Святой. Своей силой таких высот мы не достигнем).

2. Мужчина в семье

Настоящий мужчина — мужчина в семье. Он достойный муж и отец, хорошо управляющий детьми и домом своим.

Недавний опрос (в США) дал поразительные цифры. Семьдесят пять процентов мужчин сообщили опрашивающим, что в их семьях все благополучно. И только 25% жен тех же мужчин сообщили, что в их семьях все благополучно. (1.158)

Мужчина просто боится признаться, что у него в семье непорядок. Его достоинство страдает. И проблемы не решаются.

Жена одного брата иногда жалуется моей жене на свою жизнь. «Только бы муж не узнал. Он задаст мне». А муж не знает, или не хочет решать проблему. Он просто запрещает жене говорить о проблемах. У нас же все хорошо.

2.1. Мужчина и женщины (жена)

Иисус — пример в отношениях с женщинами. Он заботился о матери, будучи уже на кресте. Он не был женат, но относился к женщинам с достоинством. Не придирался к ним, не льстил, не смотрел свысока. Так и настоящий мужчина достойно относится к жене.

"Может быть, вы слышали, как рассуждают мужья: «Я не понимаю свою жену. У нее все есть. У нее есть стиральная машина, шуба, деньги приношу домой. У нас хорошая квартира, да и я сам — достойный мужчина. Не шляюсь по вечерам. Не просиживаю весь вечер перед телевизором. Не пью. Не изменяю жене. Не бью ее (хотя и стоило бы иногда). Что еще надо? Чем она недовольна?»

А жена хочет внимания, нежности, заботы, доброго слова. Ей нужны преданность, ласка, объятия, поцелуи. Ей нужно общение. Ей нужны напоминания о вашей любви, открытки, цветочки. 25 лет тому назад муж сказал жене, что любит ее. Зачем повторяться? А она хочет слышать от него эти слова каждый день. Она сама хочет выговориться, а мужчина приходит домой и молчит. А для нее — это практические единственный способ снять стресс. И мы можем говорить с друзьями, клиентами, сотрудниками, но не находим времени для общения с женой. Еще хуже, когда мужчина отгораживается газетой (во время обеда). Трудно придумать худшее оскорбление для жены.

Мамонта притащить к обеду не трудно. Трудно понять жену, удовлетворить ее эмоциональные потребности, может быть, жертвуя своими желаниями.

Жене нужно уважение к тому, что ей дорого. Не трогай вазочки, поставленную на видное место пустую коробку из-под конфет, комнатные растения. То, что для нас не имеет никакого значения, для женщин очень и очень важно.

Пример: Разговор с сотрудницами на работе. Беседа о пятидесятниках и баптистах не вызвала практически никакой реакции, но когда я начал говорить о том, сколько разделочных досок должно быть на кухне (я думаю, что одна, максимум — две; жена держит пять) или почему на кухне недостаточно одного черпака (ну, может быть еще один, поменьше), эти замечания спровоцировали бурное негодование среди сестре. Я коснулся «святого». (Знают ли мужчины потребности своих жен?) Знают ли они, что мы уже рождаемся разными?

* Доктор Карли — консультант по вопросам брака — написал книгу: «Ее и его проблемы». Он исследовал тысячи супружеских пар и выделил пять высших потребностей женщин и мужчин.

Потребности мужчины: Потребности для женщин:

(1) Привязанность

(2) Общение. Мужчина должен сказать в день 10 000 слов, а жена — 26 000. Он на работе сказал 9 990. У него осталось 10 слов, а у нее 25 000. «Как прошел день?» — «Хорошо». «Что интересного?» Если сказать «да», придется объяснять. Осталось 8 слов и три часа времени.

(2) Открытость.

(3) Финансовая поддержка.

(4) Преданность семье.

Взращивание отношений в браке требует усилий. Женщина думает, что нашла похожего на нее человека, и она хочет ответить на потребности мужа согласно своих потребностей. То же и с мужем. Он хочет ответить на ее потребности, думая о своих. И они удивляются, почему нет отклика. Реакция неадекватная. И надо договориться, как мы будем отвечать на потребности друг друга. Мы должны стать лучшими друзьями. Как вы строите свою дружбу? Как проводите вместе время?

Обязанности мужа по отношению к жене можно выразить в одном слове: любовь. Мужья, любите своих жен".

Библия не говорит мужьям, чтобы они руководили, правили своими женами, а говорит о любви. В руководстве скрыто самопожертвование. Власть влечет за собой ответственность. Надо заботиться о немощнейшим сосуде, оказывать жене честь (!) как сонаследнице благодатной жизни (1 Пет. 3:7). Честь можно оказывать как дома, так и на людях (во всяком случае, никогда не критиковать жену публично).

От мужчин требуется больше, чем от женщин, согласитесь. Жена повинуется мужу так, как муж повинуется Христу (не очень, скажем честно, хорошо). Но муж должен любить жену как Христос возлюбил церковь. Т.е. без остатка, жертвенной любовью. Он готов пожертвовать собой ради нее. (Бойс, 111) Что сделал Бог, когда возлюбил мир? Подарил цветы? Сочинил поэму? — Отдал Сына Своего. Что сделал Христос, возлюбив церковь?

Христос умер за церковь (Еф. 5:25) Христос заботиться о церкви (Еф. 5:26) Христос составляет одно с церковью (5:27).

Любовь к жене — не просто чувства. Это посвящение. Это забота. Забота о материальных нуждах жены. И забота о ее духовных нуждах. Муж должен объяснять ей Писание, поддерживать в молитвах, давать время для чтения Библии, отпускать на собрания, позволять участвовать в труде церкви. Муж представляет жену Господу чистой и непорочной. Он может не только вывезти жену на природу, вымыть посуду, постирать и погладить свои рубашки. Муж ведет жену в знании Слова Божия. Его жена растет духовно.

И еще надо отметить, что Библия требует, чтобы муж в свою очередь повиновался Христу. Авторитет мужа основывается на его повиновении Христу.

2.2. Мужчина и дети

Как Христос относился к детям? Лк. 18:15–16: «Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие».

Христос проводит собрание, и тут дети появляются. Кто пустил? Дети должны быть на своем месте. Их видно, но не слышно. А Христос говорит: «Пустите, не препятствуйте…»

В нашем обществе мужчины оставляют детей. Они проводят время на заводах и в офисах. Многие дети вообще воспитываются без мужчин. Отсутствующий мужчина — признак времени. Даже если он есть, то проводит время на работе или у телевизора (отец на полставки или скрытая безотцовщина). Вопрос, правда, не в том, сколько времени мы проводим с детьми (хотя и это важно), но в том, насколько качественное это время, какой глубины взаимоотношений мы достигаем.

В России проводился опрос на тему: Кто сделал вам больше всего добра в жизни? Ответы распределились следующим образом:

1. Мать 76/88% (ж/м)

2. Муж, жена 48/42

3. Друзья 48/55

4. Посторонние люди 34/28

5. Я сам 29/40

6. Медики 17/14

7. Отец 14/11

8. Воспитатели, учителя 11

9. Дальние родственники 9/6

10. Дети 8/6

11. Другое 6/2 (Моя семья)

Вы понимаете? Посторонние люди делают больше, чем отцы! Потому что они заняты. (Может быть, готовятся к проповеди?)

В одном из своих рассказов американский писатель О’Генри так описывает увиденный им во сне Страшный суд над одной грешницей.

Девушка, выросшая без присмотра родителей в одном из бедных кварталов города, спилась, из ревности убила своего жениха, а затем покончила жизнь самоубийством… После слушания ее дела судебный пристав в ангельском чине объявил решение суда: «Оправдана! А по этому делу следует арестовать и судить рыжего, небритого, неряшливого мужчину, который сидит у окна и читает газету, пока его дети одни играют на мостовой».

Джош Макдауэлл, говоря о взаимоотношениях детей с отцом, утверждает:

- Отсутствие отца является более сильным фактором, нежели бедность, по влиянию на количество подростков-правонарушителей.

- Количество совершенных преступлений достигало наивысшего уровня среди взрослых, которые, будучи детьми, воспитывались только матерью.

- Присутствие отца и разговоры с ним, особенно вместе со всей семьей за ужином, стимулируют ребенка к лучшей успеваемости в школе.

- Недостаток близких взаимоотношений с отцом ведет ко многим болезням. Отсутствие или присутствие отца дома представляет собой определяющий фактор в развитии отношения и действий ребенка в вопросах пола… Девочки-подростки, живущие в семьях без отца, будут иметь добрачные половые связи с вероятностью, превышающий на 60% вероятность для тех, кто живет в семьях с обоими родителями.

Что мы имеем на самом деле? От рождения до совершеннолетия образ власти для ребенка в подавляющем большинстве прочно ассоциируется с женщиной. (Коул, 5). В больнице врачи и медсестры — женщины. Воспитатели в садике — женщины. Учителя в школе — в основном женщины. Все попечение дома о нем осуществляет мать. Потому мужчины становятся женственными. Им хочется носить украшения: серьги, цепочки, браслеты.

Но не в одежде и украшениях дело. Настоящие шотландские мужчины по праздникам носят юбки. Вопрос в том, можно ли воспитать мужчин без участия настоящих мужчин?

Педагогический опыт доказывает: Настоящего мужчину может воспитывать только мужчина. Настоящего служителя, мужа Божия может воспитать мужчина.

«Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: что такое хорошо, и что такое плохо». Маяковский прекрасно сказал о роли отца. Кто, кроме него, может научить детей, что такое хорошо и что такое плохо? Недаром после мужского разговора с отцом крошка сын решил: «Буду делать хорошо, и не буду плохо».

Кто учит детей в наших семьях? Вспомните слова популярной христианской детской песенки: «Будет вечером у нас и тепло, и уют. Это бабушка у нас самый лучший друг». Один из куплетов этой песенки о бабушке звучит так: «О Христе расскажет мне, если я попрошу, иногда накажет нас, если заслужу». Вопрос: «Почему бабушка, а не отец рассказывает о Христе и наказывает?» — У бабушки всегда есть время.

Исследования говорят: большинство детей и подростков редко или никогда не обсуждают со своим отцом вопросы веры и религии (с матерями говорят об этом в два раза чаще).

Кто читает вечером детям сказки, Библию, христианскую литературу? Отцу это нелегко. И я, устав от работы, думаю, иногда хочу снять с себя это бремя. Но потом мысль приходит: «Сейчас они просят. Пройдет 10 лет, может быть, я буду просить, а они не захотят. Надо читать». Отказываясь читать, я не их, а себя наказываю.

Еще один вопрос: кто приходит на родительские собрания? Из 20 родителей в нашем классе — 2–3 мужчин. (Кстати, их дети и учатся лучше. Не случайно, наверное).

Увы, даже служители имеют проблемы с детьми. Слово Илия не было авторитетным для сыновей. (Сравните с Иисусом Навином, который мог твердо заявить: «А я и дом мой будем служить Господу»).

Давид не смог управить детьми. Когда у него в семье начались беспорядки, как он отреагировал? 2 Цар. 13:21: «И услышал царь Давид обо всем этом, и сильно разгневался, [но не опечалил духа Амнона, сына своего, ибо любил его, потому что он был первенец его]». Разгневался. Как это похоже на всех отцов. И ничего не сделал. Это тоже на нас похоже. Наорать на своего бестолкового сына-первоклассника отец может, а вот научить его, показать пример, наставить…

Конечно, чтобы быть хорошим отцом, надо самому иметь хорошие отношения со своим Отцом (Небесным). Надо настроить свои отношения с Богом. Если с Богом у нас все в порядке, если Он — наш Отец, мы будем хорошими отцами. Если Христос — наш глава, мы будем хорошим главой семьи.

Настоящий мужчина — муж Божий. Он знает Писания (мужчины, сколько раз вы прочитали Библию? И как вы ее читаете?). Он должен знать библейское учение, знать суть служения в церкви, и знать свое сердце.

Настоящий мужчина изучает Писание (и это видят домашние). Это «библейский колодец», с которым можно поговорить на любую библейскую тему. Он подает пример молитвы. У него можно научиться молитве. Он посвящен церкви (не только семье, не только спорту, но и Богу).

Итак, будь мужчиной в семье. Будь мужчиной на работе. В отношении к деньгам. В церкви. Будь мужчиной, как Христос, Который исполнил волю Пославшего Его Отца. Будь похож на Христа в Его мужественности, в Его кротости, в Его отношениях к женщинам, детям, друзьям, в отношениях к Своему Отцу.




Леонид Михович

 




Comments